А.Н. Нечаев


Перейти к содержанию

СТАТЬЯ

Ассоциация искуссствоведов (АИС)
Творческий союз историков искусства и художественных критиков России
ПЕТЕРБУРГСКИЕ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ТЕТРАДИ
выпуск 9 2007


Живопись Александра Нечаева


Что объединяет писателя Владимира Войновича, актёра Льва Прыгунова и Владимира Третчикова, одного из самых известных художников ЮАР? Все они отдали дань живописи и достигли на этом поприще определённых успехов, не имея какого-либо художественного образования. Таким же художником - самоучкой является и А.Н. Нечаев. Следует сразу отметить, что определение "самоучка" в отношении Александра Нечаева следует понимать отнюдь не в пренебрежительном значении, наоборот, оно подчёркивает те усилия и целеустремлённость, с которыми художник шёл к мечте заниматься любимым делом.
Александр Николаевич Нечаев родился 18 сентября 1965 г. в городе Наволоки (Кинешемский район Ивановской области), где и прожил большую часть жизни. Лишь в последние четыре года Нечаев стал серьёзно заниматься живописью, в которой достиг значительных успехов. Определённую роль в становлении Александра Нечаева как художника сыграло копирование известных произведений Андрея Рублёва, Клода Моне, И.И. Левитана. Возможно, именно благодаря влиянию полотен Левитана в творчестве А.Н. Нечаева преобладает лирический пейзаж, значительная роль в котором отводится образу храма.
Наибольшее количество работ живописца (около 20) посвящено Успенской церкви. Этот храм был сооружён в конце XVIII в. на средства местного помещика И.М. Колошина (отца декабристов Петра и Павла Колошиных) и частично достроен и расширен во второй половине XIX в. А.Н. Нечаев многократно обращается к церкви Успения Божьей Матери, но изображает её каждый раз по-новому. Храм то раскрывается полностью, красуясь на высоком берегу Волги ("Апрель. Ц. Успения Божьей Матери", 2004; "Воскресение. Март. Ц. Успения Божьей Матери", 2005), то едва угадывается вдали ("После дождя", 2002; "Иногда хочется жить", 2005).
Меняется Успенская церковь и в зависимости от времени года или погоды, представляясь то яркой и радостной ("Зима. Снеговик. Ц. Успения Божьей Матери", 2003; "Май. Ц. Успения Божьей Матери", 2004), то хмурой и грустной ("Да где же ты, Господи", 2004; "Господи, выпусти меня из клетки этой плоти…", 2005). Нечто подобное можно встретить в полотнах И.И. Левитана "Тихая обитель" (1890) и "Вечерний звон" (1892), посвящённых Кривоозерскому монастырю.
Неоднократно А.Н. Нечаев пишет и Воздвиженскую церковь в селе Воздвиженском (Заволжский район Ивановской области). Сочетающая в себе традиционные древнерусские формы с элементами барокко и раннего классицизма, церковь Воздвижения была построена в 1790 г. В середине XIX в. у храма были дополнительно возведены трапезная, а также западная и южная пристройки к колокольне. В изображении этого памятника культового зодчества Александр Нечаев придерживается той же манеры, что и в передаче Успенской церкви. Особо следует выделить картины "Воздвижение. Лето" (2004) и "Воздвижение" (31.12.2004). В них при воспроизведении храма с окружающим его пейзажем художник прибегает к интересному приёму - в обоих случаях изображается вид примерно с одного и того же места. Подобный метод позволяет очень наглядно передать изменения, происходящие в природе - яркое лето с нарядным храмом (первая работа) сменяется пасмурным зимним днём с хмурой церковью (вторая работа). Этот удачный приём Александр Нечаев использует и в других произведениях: "Тополя. Октябрь" и "Тополя. Декабрь" (2002), "Зима из окна Крюкова" и "Лето из окна Крюкова" (2003), "Говенка. Лето. Наволоки" и "Говенка. Осень. Наволоки" (2003).
Среди пейзажей Александра Нечаева наиболее живописны произведения, не скованные изображением храма. Именно в таких работах как "Утро на Волге" (2005), "Карьер" (2005), "У ветлечебницы" (2005) ярко проявляется поэтическое восприятие родных окрестностей, стремление запечатлеть дорогие и милые виды. Цветовая гамма его произведений, исходящая из лирического содержания и эмоций, которые хочет передать художник, свободно меняется от серебристо-серых и голубоватых тонов ("Крестовоздвиженская церковь. 18 век", 2004) до яркой летней палитры ("Вид на д. Горки", 2005). Большой интерес вызывает и передача световых эффектов, игры света и тени, удачно воплощённая Нечаевым в работах "Закат. Волга. Наволоки" (2004) и "Закат № 5. Волга" (2005). Можно сказать, что именно в пейзаже талант А.Н. Нечаева реализуется с наибольшим успехом.
Наряду с пейзажем Александр Нечаев обращается и к натюрморту. Компонуя различные предметы (овощи, фрукты, цветы, бутылки, книги, сигареты и т.д.) художник стремится не просто красиво изображать красивые вещи. Передавая их очарование, Нечаев пытается преобразить предметный мир, включая в него предмет-символ. В картине "Жизнь удалась" (2004) подобным символом является висящий на стене отрывной календарь, а в работе "Если бы мир был мудрее в 1000 раз…" (2005) - центральный фрагмент фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря".
Многим натюрмортам художника характерна яркая палитра, придающая произведениям декоративность, далеко не всегда идущую на пользу. В ряде произведений художника особенно интересует светотеневая моделировка вещей, передача отражения объекта на плоскости или на другом предмете. Наиболее успешно эти вопросы разработаны в картинах "Яблоки" (2004) и "Время убивает меня, я убиваю время" (2004).
Среди работ А.Н. Нечаева особняком стоят два произведения с ярко выраженным метафорическим подтекстом. В картине "Под знаком пси" (2005) художник изобразил стоящий на мольберте чистый холст, сливающийся с небом. В белизне холста едва проглядывает лик Спаса, намекающий на присутствие божественного начала, как в окружающем художника мире, так и в том, что будет изображено в ещё не начатом полотне. Этим Александр Нечаев старается подчёркнуть роль Бога как основного и наиболее талантливого "художника", творца. В другой работе, "Автопортрете с костылями" (2004), Нечаев пишет себя в дорогой, важной для него обстановке. Своеобразными "костылями", поддерживающими живописца в творческом поиске выступают книги, обручальное кольцо (символ семьи), стоящая в бутылке роза, пейзаж с Успенской церковью, вид из окна на дорогой художнику город
В целом, следует отметить, что творчество А.Н. Нечаева вызывает большую симпатию и интерес. Можно надеяться, что в будущем, обогатившись новыми образами и сюжетами, талант художника раскроется во всей своей полноте.



Л.Г. Матвеев,
научный сотрудник
Государственного
Русского музея
Санкт-Петербург

2006

ГЛАВНОЕ | СТАТЬЯ | ГАЛЕРЕЯ | ДЛЯ ВАС | ДЛЯ КОНТАКТА | Карта сайта


Назад к содержанию | Назад к главному меню
Hosted by uCoz